Вилка для велосипеда. Как выбрать?

вилки

Выбор вилки для велосипеда

 

Для начала рискнем предположить – наверняка все любители велосипедной культуры отлично понимают, что передняя вилка велосипеда занимает третью часть его стоимости, равно как и комфорта, здоровья, отдачи от катания. И каким бы не был Ваш велосипед по классу и назначению, от работы вилки, ее конструкции, устройства, материала изготовления напрямую зависят ощущения дороги, динамика, безопасность, предупреждение негативных вибраций на кисти рук, позвоночник, пятой точки, в особенности при прохождении трудных участков пути, а такие у нас являются скорее правилом, нежели исключением.

Проблема выбора новой вилки – вообще одна из самых сложных для велосипедиста, особенно начинающего из-за их широчайшего ассортимента, брендов производителей, принципов работы, типоразмеров, стоимости, значения хода амортизации, совместимости с геометрией велика, колесами и многих других параметров. Как всегда, лучший выбор может опираться только на соответствующие знания, выверенные опытом катания, в идеале на различных моделях байка, но что если их пока нет? Давайте пробовать вместе.

 

Типы велосипедных вилок и на какие байки их ставят

 

В первом приближении давайте пока рассмотрим, какие вилки бывают по конструкции и назначению. Обычно их разделяют на две категории:

     1. Ригидные или жесткие вилки. С изобретением велосипеда, это были самые простые вилки без амортизации с железными ногами (основные две трубки вилки), которые ставились на первые городские велосипеды. С развитием технического прогресса и эволюции велоиндустрии, ригидные вилки стали делать из разных композитных материалов, например, карбона, также используется сталь, хромомолибденовая сталь, титан и алюминий.

ригидная вилка

Изменилась и их форма. Качественные ригидные вилки имеют гнутую форму ног и намного выигрывают в сравнении с обычными прямыми ногами, поскольку при нагрузках такие вилки мягче, они гнуться и отлично смягчают мелкие неровности и вибрации. Гнутые ригидные вилки ставят на современные гравийные велосипеды, иногда на кроссовые гибриды, туристические и всегда на профессиональные шоссейники, так как они обеспечивают высокую динамику, легковесность и прочность.

Стальные вилки с прямыми ногами используются для повседневных, непринужденных катаний по ровным асфальтированным участкам дороги и для более специфических условий. Как правило, такие вилки ставятся на детские велосипеды, городские, подростковые, женские, а также ВМХ, фэтбайки, иногда встречаются и на электровелосипедах.

К плюсам ригидных вилок относятся: возможность самой высокой динамики езды и наката, прочность и легковесность, продолжительный срок службы, нет необходимости делать ТО, морозоустойчивость. Недостатками являются узкие сферы применения относительно дорожных условий, невозможность использования для комфортного катания по пересеченной местности.

     2. Амортизационные вилки. С открытием горного велосипеда или МТВ, хардтейла и всех его подвидов в ход массово пошли амортизационные вилки, состоящие из двух труб (ноги), которые двигаются внутри другой трубы (штаны) и других элементов: шток, корона, горилла, дропауты, крепления для тормозов.

устройства вилок

Это самые распространенные механизмы, поскольку включают немалое множество видов амортизирующего устройства:

- пружинная вилка велосипеда срабатывает путем сжатия или растяжения обыкновенной стальной пружины внутри рубашки вилки. Самый начальный уровень амортизации, который малоэффективен, если не сказать совсем нерабочий вариант, устанавливается на детские, подростковые велосипеды самой бюджетной стоимости, обычно их выпускает производитель велосипедов, но не мировые специализированные компании;

- пружинно-эластомерные вилки кроме пружины содержат внутренние эластомеры – полимерные, мягкие цилиндры, которые препятствуют резкому отскоку пружины, несколько смягчая вибрацию на руле. Такие вилки могут выпускаться и брендироваться производителями самих велосипедов либо другими компаниями в низшем ценовом диапазоне. Качество амортизации немного лучше, но только в любительском классе, используются для начального уровня МТВ велосипедов. Из настроек есть только преднагрузка (Preload);

- пружинно-масляные вилки обеспечивают уже вполне приемлемую рабочую амортизацию, выпускаются в топовых вариантах для профессионалов и среднего качества для опытных любителей. Амортизатором служит та же пружина, но из качественного металла, например титана, а вместо эластомера устанавливается демпфер – масляный картридж, плавно уравновешивающий работу пружины при отскоках. Такие вилки не бюджетные, выпускаются специализированными компаниями и открывают вход в уверенный средний класс МТВ. Регулируются под вес райдера с настройкой хода и блокировкой амортизации LockOut при подъемах и разгоне на ровных участках пути;

- масляно-воздушные или просто воздушные вилки очень качественные амортизирующие устройства, работающие с применением актуальных современных технологий. Вместо пружины здесь роль амортизатора выполняет поршень и сжатый воздух в камере, который закачивается специальным насосом и может настраиваться под любой вес и потребности райдера, а отскок регулирует отдельная камера с маслом во второй ноге вилки. Все это обеспечивает самую плавную работу, колесо не отскакивает от неровностей дороги и «облизывает» все бугристые участки пути пересеченной местности. Такие вилки имеют ручную блокировку компрессии LockOut на отдельной манетке, регулировку длины хода вилки, скорость отскока и множество других тонких настроек. Используются профессионалами кросс-кантри и во всех других экстремальных дисциплинах, также пользуются большой популярностью среди полупрофессионалов МТВ;        

Передняя вилка велосипеда с амортизатором бесспорно имеет ряд преимуществ: широкие возможности для езды как в городе, так и по бездорожью, отличная управляемость, комфорт при затяжных поездках, забота о здоровье и продолжительности срока эксплуатации всех остальных компонентов байка. К минусам относят тяжеловесность, повышенные затраты энергии райдера при раскачке вилки, недешевая стоимость.

 

Какой тип вилки Вам нужен?

 

виды вилок

Чтобы понять какой тип вилки (ригидная/амортизационная) подойдет Вам по всем параметрам, нужно сначала определить по каким дорогам проходит эксплуатация Вашего велосипеда и его спецификация, также имеет значение Ваш опыт. Для езды на дальние дистанции по асфальту и городским улицам лучше всего использовать ригидную вилку, так как это оптимальный вариант для облегчения байка, быстрого разгона, наката и скорости.

Но иногда дорожные условия наших городов оставляют желать лучшего, и ригидная вилка в этой ситуации будет требовать достаточных усилий и навыков управления в преодолении ям, ухабов, брусчатки, бордюров, наездов на камни и других выпуклых предметов. Поэтому часть городских велосипедов комплектуются амортизационной вилкой начального уровня, хотя об этом много споров, однако если Вы выезжаете за город, например, на дачу, ездите по грунту, проезжаете лесополосу, тогда конечно, амортизация вполне оправдана, но не спешите с покупкой полупрофессиональных и выше амортизационных вилок.

Во-первых, их цена стартует от 200-300 $, во-вторых, задумайтесь, понадобятся ли Вам все их настройки, в-третьих, если Ваш уровень катания просто любительский, тогда лучше подыскать обыкновенную пружинно-эластомерную вилку, только от проверенного производителя, например SR Suntour и не кататься в мороз, поскольку она дубеет. Если позволяют финансовые возможности и есть желание расширять горизонты велосипедных прогулок, тогда можно поставить начальную пружинно-масляную вилку стоимостью около 80 $ с блокировкой хода на ровной дороге и на этом надолго успокоится.

 

Особенности выбора ригидной и амортизационной вилки

 

Нужно сразу сказать, что основная аудитория наших читателей, это все же начинающие велосипедисты, профессионалы сами прекрасно ориентируются в велосипедных компонентах и точно знают, что им нужно. Поэтому мы дадим рекомендации, которые позволят отталкиваться от худшего к лучшему выбору, а окончательное решение, конечно, будет зависеть от Ваших возможностей.

Итак, когда назрел вопрос о замене ригидной вилки, только качественнее в силу необходимых причин, тогда можно обратить внимание на гнутые жесткие вилки из стали, титана, карбона (это самые дорогие и надежные изделия). Но не фокусируйтесь на алюминиевых вилках, поскольку этот материал имеет высокий коэффициент жесткости и Вы просто будете чувствовать мельчайшие помехи на дороге, что крайне нежелательно и вредно для здоровья.

гнутые вилки

При подборе ригидной вилки тщательно учитывайте геометрию велосипеда, размер колес и систему тормоза. Вилка для велосипеда 26 дюймов размера колеса и системой торможения V-brake ставится только такой по значению, если Вы поставите вилку, рассчитанную на 28 дюймовые колеса, крепления для вибрейковых тормозов окажутся выше, и колодки будут зажимать не обод, а покрышки колес. Лучше все значения сравнивать со старым изделием: шток вилки велосипеда, на котором Вы ездите, его длина и диаметр, а также длина ног вилки от короны до дропаутов.

Амортизационные вилки имеют куда больший разброс технических значений. Если Вы катаетесь на МТВ начального или среднего уровня, можно с уверенностью сказать, что на нем установлена обычная пружинная вилка велосипеда либо в лучшем случае, эластомерка. Пока Вы не попробуете прокатиться на нормальной, рабочей вилке, Вам не удастся почувствовать существенную разницу. Поэтому купить вилку для велосипеда приемлемого качества в этой ситуации позволит значительно увеличить комфорт и отдачу от езды. Лучше сразу приобрести качественное изделие, чтобы затем не менять по две, три дешевые вилки.      

В идеале, если есть покупательские возможности и опыт катания постоянно расширяется, тогда лучше приобрести вилку полупрофессионального уровня от 200-300 $. Это качественные вилки от специализированных производителей с мировым именем: Fox, RockShox, Magura, Manitou, RST, SR Suntour. Средний ход вилки для МТВ – 100 мм, это золотая середина практически для всех условий езды. Меньшие значения 50-75 мм используются в вилках для городских, туристических, гибридных велосипедов. Ход выше 100 мм, 120-140-160-300 мм применяют в двухподвесных байках для экстремальных дисциплин с прыжками: кросс-кантри, фрирайд, даунхилл и т.д.

ход вилки

Выбирая вилку исходя из перечисленных параметров, обращайте внимание на наличие настроек: регулировка отскока (Rebound) и компрессии (Compression), блокировка хода (LockOut). Это стандартная классика для МТВ и если Вы профессионально не катаетесь в экстремальных дисциплинах, этого будет вполне достаточно.

Также, тщательно подбирайте стандарты совместимости вилки со своим байком: длина ног (Fork lenght), размер колеса, диаметр ног (среднее значение 30-32 мм) система торможения, длина и диаметр штока (1 1/8 дюйма или 28,6 мм – самый распространенный), крепление (безрезьбовое считается более надежным), материалы исполнения короны, ног, штанов. Лучше все это делать смерив все значения со старой вилкой и в случае необходимости проконсультироваться у специалистов при подборе новой.

 

Вилка на новом велосипеде, который Вы покупаете

велик и вилка

 

В заключении не будет лишним сказать, что к глубокому прискорбию мыслящих веломанов, необходимо констатировать: достойный, современный велосипед с более-менее качественным оборудованием, разумеется, включая вилку – становится все более недоступным для широкого круга потребителей.

Технический прогресс совместно с маркетологами придумывают все новые дорогостоящие фишки, чуть ли не в каждой велосипедной детали, но всячески комбинируют оборудование, чтобы завлечь покупателей и потратится на разные фетиши, бренды, технологии и инновации. Профессиональные шоссейники, двухподвесы для экстремалов мы не берем во внимание – это космос по цене.

Даже если собирать велосипед своими руками или при участии друзей, искать отдельно относительно новую, прочную и легкую раму на вторичном рынке, либо заказывать у частных фирм (сейчас немало таких компаний, работающих под индивидуальные заказы), устанавливать вилку, весь комплект трансмиссии и других компонентов – это влетает в ощутимую копеечку. Исключением могут быть только отечественные, самые доступные марки велосипедов, конечно, не без участия китайских коллег по производству, придерживающихся старого принципа: «дешево и сердито».

В любом случае, покупая велосипед даже в средней ценовой категории, не говоря о бюджетных моделях, Вы получаете только имитатор вилки, от которого не стоит ожидать нормальной работы. Однако, при первом опыте катания в свободное от трудов время, возможно, этого и будет достаточно, ну а если велик станет привычным средством передвижения, тогда от замены вилки не уйти.

 

Выводы

 

Выбор вилки, как Вы убедились, прочитав эту статью, является непростым решением в разрезе технических значений и стоимости, но если следовать нашим рекомендациям, тогда при желании, можно во всем разобраться и затем улучшить ходовые характеристики своего велосипеда по мере возможностей.

Не забывайте, что ремонт вилки велосипеда, а равно и ее обслуживание также требует серьезных навыков и наличия соответствующего инструмента. Хороших специалистов, разбирающихся в различных устройствах амортизации, очень мало, поэтому если у Вас не хватает времени и склонностей самостоятельно налаживать компрессионную механику, все же лучше обращаться в веломастерскую, тогда Вы точно получите квалифицированную помощь.

Надеемся, что прояснили для Вас в самой доступной форме проблему выбора велосипедных вилок. Улучшайте свой велосипед, комфорт катания и берегите здоровье.

 

С уважением, Интернет магазин Фрикке  

Комментарии

Пока нет ни одного отзыва. Оставьте отзыв первым
Написать отзыв
Имя
E-mail
Отзыв
Рейтинг