Как выбрать шатуны?

Как выбрать шатуны для велосипеда?

 

Система шатунов, на которую передается вращательно-поступательная энергия райдера, выполняет роль двигателя, а как общеизвестно – это основной и нагруженный узел любого транспортного средства, поддающийся сильным техническим испытаниям. С течением времени он необратимо изнашивается: стираются зубья звездочек, возникают различные деформации, могут наблюдаться сбои в работе. Это означает, что ресурс работы кривошипного механизма иссяк и его необходимо обновить либо поставить новый комплект. Если конструкция предусматривает демонтаж звездочек, то вполне можно попробовать их заменить на новые. Ну, а если проблема в рычагах, сечении крепежа либо звездочки представляют собой монолитную, неразборную конструкцию, тогда от полной замены никуда не уйдешь. Закономерно возникает вопрос, как выбрать шатуны для велосипеда? На первый взгляд может показаться, что это не сложно сделать. Однако сегодняшний рынок наполнен громадным множеством различных брендов, инновационных стандартов совмещения, отличительными технологиями задействованных материалов, моделей, форм, размеров и прочими новшествами. Так что выбор многообразен и в известной степени может быть затруднен, но если подойти к покупке со всех сторон, тогда все станет на свои места. Итак, попробуем во всем разобраться вместе.

 

Какие бывают велосипедные шатуны?

 

Шатунные системы производят из стали, алюминия, титана и карбона. Все зависит от типа и целей использования конкретного байка. Сталь и алюминий наиболее распространены и применяются в различных сочетаниях для начального, среднего уровня великов, композитные материалы и особо прочные сплавы для профессиональных и экстремальных видов спорта. От назначения велосипеда, его трансмиссии зависит и количество звездочек на велошатунах (от одной до трех).

Важно понимать, что велосипедные шатуны работают только вкупе с кареткой, которые должны четко совмещаться друг с другом по способу крепежа. В дорогих комплектах для профессионального использования часто каретка интегрирована в один из шатунов и продается как единая, совмещенная система, но не каждый велосипед рассчитан на такое оборудование. Также разделение включает и размер рычагов, от центра оси каретки до центра оси педалей, который варьируется в пределах 150-180 мм. Чем меньше рост велосипедиста, тем меньший размер ему нужен и наоборот. Стандартный размер для среднего роста равен 170 мм. Есть ситуации, когда в экстремальном катании взрослые райдеры ставят шатуны меньшего размера для увеличения дорожного просвета, так как при прыжках на двухподвесах, возрастает риск достать педалями земли и серьезно травмироваться. Нужно сказать, что не последнюю роль играет и общий вес кривошипных изделий. Чем он меньше, тем легче крутить, увеличивая мощность и скорость. Производители применяют здесь особые технологии полой ковки рычагов либо композитные материалы, которые снижают вес без потери прочности в самых нагруженных участках системы.      

 

Разновидности велосипедных шатунов?

 

Прежде всего, шатуны различаются стандартами крепежа с валом каретки. От этого нужно отталкиваться в первую очередь и дальше подбирать другие релевантные значения. Сегодня стандартов совмещения достаточно много, каждый мировой производитель разрабатывает свои собственные, которые за редким исключением совмещаются с другими марками. Не последнюю роль в этом играет маркетинговая политика и предлагаемые конструкторские решения мировых брендов, так что лучше всего, придерживаться одного производителя ключевых компонентов трансмиссии.

Собственно, отраслевых систем крепления можно насчитать до десятка, есть и очень специфические разработки, но они редко встречаются и могут отсутствовать на нашем рынке, поэтому перечислим самые значимые:

  1. Под клин. Считается устаревшим стандартом, который был распространен в двадцатом веке и широко использовался в советской велоиндустрии, а сегодня бесповоротно сдал свои позиции из-за низкого сопротивления нагрузкам и сравнительно ненадежной фиксации. Устанавливается на самые бюджетные велосипеды начального уровня: детские, прогулочные, городские.
  2. Под квадрат (также встречается аналог под ромб). Самые распространенные изделия начального звена эволюции современных технологий крепежа. Обеспечивают более надежную фиксацию и простоту монтажа. Ставятся на начального и среднего уровня байки: подростковые, дорожные, городские, МТВ из недорогого ценового диапазона.
  3. Octalink. Фирменный стандарт корпорации Shimano. Представляет собой разновидность шлицевого соединения. Гарантированная надежность и жесткость сцепления, уменьшенный вес дают высокие рабочие показатели. Применяют в уверенном среднем классе для МТВ и шоссейных байков.
  4. Hollowtech II. Следующая разработка Shimano для профессионального использования в тяжелых условиях эксплуатации. Это интегрированная система оси каретки, впрессованная в правый шатун с выносными промышленными подшипниками. Количество комплектующих сведено к минимуму, тем самым достигается уменьшение веса и повышение жесткости, что обеспечивает эффективную работу компонентов, повышая мощность.
  5. ISIS. Классическое шлицевое соединение, разработанное американскими производителями, чтобы конкурировать со стандартом Octalink от Шимано. Стандарт получил широкое распространение и поддержку на европейском рынке. Используется в среднем классе для различных типов байков.
  6. HOWITZER. Также американская инновация от компании Truativ, которая слилась с западным вело гигантом Sram и является ведущим его подразделением. Это шлицевое соединение, но оно не совместимо с ISIS, потому как рассчитано на выносные промышленные подшипники. Используется в самых экстремальных спортивных дисциплинах.
  7. GXP (с англ. Giga X Pipe - можно перевести как гигантская икс труба). Следующая разработка Truativ, также этот стандарт выпускается и под маркой Sram. Система с интегрированным ступенчатым валом шлицевой фиксации слева и кареткой с выносными подшипниками, разного диаметра: слева 22 мм, справа 24 мм. Левый кривошип одевается на ось и затягивается болтом. Основной конкурент шимановского стандарта Hollowtech II.
  8. ВВ30 – собственный стандарт американской велосипедной компании Cannondale с диаметром интегрированной оси 30 мм., что абсолютно не совмещается ни с какими другими системами. Плюсы состоят в уменьшенном весе без потери прочности, что на порядок увеличивает жесткость и мощность. Механизм способен выдерживать тяжелейшие условия эксплуатации. Применяется в спортивных гонках.
  9. DUB (с англ. Durable Unified Bottom bracket – прочный единообразный нижний кронштейн). Последний стандарт компании Sram в котором диаметр оси и внутренних подшипников приведен к 28,99 мм., к золотой середине как считают инженеры. Разрешает более жесткую и мощную систему наката, маневренности и надежности в работе. DUB используется только с нового типа шатунами и каретками в экстремальном катании.

 

По каким параметрам выбирать шатуны?

 

В этом отношении главные принципы – это тип Вашего байка, система его трансмиссии и цели использования. Индивидуальные параметры такие как рост, манера катания, дорожные условия также играют ключевую роль. Лучше всего сравнивать все значения с вышедшим из строя изделием, тогда можно исключить ошибки и оптимизировать недостатки. Постарайтесь выбирать шатуны того бренда, которым оборудованы другие навесные компоненты трансмиссии Вашего велика. В этом случае Вы получите гарантированное совмещение и слаженную работу, что придаст комфорт и легкость в движении. Производители позаботились о каждом гонщике с разным опытом и возможностями, выпуская соответствующие линейки для начинающих, заядлых любителей, профессионалов шоссе и экстремалов.

Следует также знать, что современные технологии добились нестандартных форм звездочек кривошипов и расположения их рычагов для преодоления так называемой мертвой зоны при педалировании, когда рычаги находятся в строго горизонтальном положении к поверхности земли, что вызывает серьезные стрессы в коленных суставах. Эллиптическая, овальная форма звездочек позволяет намного легче проходить мертвую зону и снижает усилие на педали, но при крутых подъемах приходится делать большие усилия. Роторная же система рычагов увеличивает коэффициент полезного действия путем сдвига левого рычага на несколько градусов вперед относительно правого, что дает прирост мощности на шестнадцать процентов и снимает перепады нагрузок в мертвой точке. Применяются эти технологии в гоночных велосипедах, однако популярность их стремительно растет.

Интернет магазин Фрикке широкий ассортимент кривошипных механизмов для каждого райдера. Мы осуществляем профессиональные консультации в выборе и полную клиентскую поддержку.     

Комментарии

Пока нет ни одного отзыва. Оставьте отзыв первым
Написать отзыв
Имя
E-mail
Отзыв
Рейтинг